Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 
№ 102

Образовательная программа

 

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №102 разработана в соответствии с:

 

  • «Законом об образовании РФ»;
  • "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10";
  • «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);
  • «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • Уставом ДОУ, утвержденным постановлением главы городского округа г. Рыбинска 06.07.2009г № 2366;
  • Программой «Одаренные дети» - выпуск 1 – Рыбинск: МОУ «Информационно-образовательный Центр», 2010г.;
  • Программой «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на 2009 – 2012 годы». – Рыбинск: МОУ «Информационно-образовательный Центр», 2008.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №102 разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учётом комплексной программы нового поколения «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, Центр им. Л.А. Венгера.

При составлении Программы учитывались принципы, определённые главной целью программы «Развитие»: создание условий для развития умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфически дошкольных видов деятельности.

В основу подобной ориентации легло положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащение детского развития. Основной путь развития личности детей – наличие привлекательных видов деятельности, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми. Данное положение определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка, и ставит во главу угла реализацию личностно-ориентированной модели воспитания:

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно - ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

В дополнение к Программе «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко дошкольное учреждение реализует «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А, Комаровой Т.С. для детей раннего возраста. В группе компенсирующей направленности используется специализированная «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.И. Чиркиной.

Для работы с данной группой детей в саду созданы определенные условия:

· Наличие ставки учителя - логопеда для реализации задач коррекционной работы.

· Наличие площади для организации группы.

· Содержание развивающей предметной среды в группах, учитывающее неравномерность психофизического развития детей одной группы.

· Взаимодействие специалистов в осуществлении коррекционной работы (воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора физкультуры, учителя-логопеда, руководителей кружков

Программа состоит из двух частей:

· обязательная часть

· вариативная часть.

В обязательной части Программы раскрыты:

- организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении;

- содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей;

- планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы;

- система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Вариативная часть Программы рассказывает об:

- особенностях организации педагогического процесса в совместной деятельности воспитателя с детьми

- условия реализации Программы (модель управления реализацией Программы, перспективы обновления предметно-развивающей среды, инновационная и экспериментальная работа, взаимодействие с семьей, преемственность в работе дошкольного учреждения и школы, сотрудничество с социальными институтами).

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится детский сад.

Цель ДОУ по реализации Программы:

  • всестороннее формирование личности ребенка с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье;

Задачи ДОУ по реализации Программы:

  • создавать оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников;
  • развивать умственные и художественные способности, творческое воображение дошкольников как залог успешности в учебной деятельности;
  • осуществлять в группах компенсирующей направленности квалифицированную коррекцию недостатков речевого развития детей.
  • формировать общую культуру ребёнка: приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье
  • формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие равные стартовые возможности для обучения детей в ОУ разной направленности, реализующих ООП начального, общего образования.
  • выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.

Образовательная программа ДОУ № 102 направлена на разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

· Физическое развитие

· Познавательное развитие

  Речевое

· Художественно-эстетическое

· Социально-коммуникативное

Группа компенсирующей направленности осуществляет коррекцию нарушений в речевом развитии детей.

Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

В ДОУ нет национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса.

Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса в ДОУ:

  • детский сад работает в условиях полного рабочего дня (12-часового пребывания);
  •  группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели;
  • соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 85% и 15:%;
  •  общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников;
  • оказание платных образовательных услуг ( хореография, коррекция речи).

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-­тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"