Основная образовательная программа
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида №102 разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании РФ»;
- "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10";
- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);
- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Уставом ДОУ, утвержденным постановлением главы городского округа г. Рыбинска 06.07.2009г № 2366;
- Программой «Одаренные дети» - выпуск 1 – Рыбинск: МОУ «Информационно-образовательный Центр», 2010г.;
- Программой «Развитие системы образования городского округа город Рыбинск на 2009 – 2012 годы». – Рыбинск: МОУ «Информационно-образовательный Центр», 2008.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №102 разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учётом комплексной программы нового поколения «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, Центр им. Л.А. Венгера.
При составлении Программы учитывались принципы, определённые главной целью программы «Развитие»: создание условий для развития умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфически дошкольных видов деятельности.
В основу подобной ориентации легло положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащение детского развития. Основной путь развития личности детей – наличие привлекательных видов деятельности, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми. Данное положение определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка, и ставит во главу угла реализацию личностно-ориентированной модели воспитания:
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно - ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
В дополнение к Программе «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко дошкольное учреждение реализует «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А, Комаровой Т.С. для детей раннего возраста. В группе компенсирующей направленности используется специализированная «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.И. Чиркиной.
Для работы с данной группой детей в саду созданы определенные условия:
· Наличие ставки учителя - логопеда для реализации задач коррекционной работы.
· Наличие площади для организации группы.
· Содержание развивающей предметной среды в группах, учитывающее неравномерность психофизического развития детей одной группы.
· Взаимодействие специалистов в осуществлении коррекционной работы (воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора физкультуры, учителя-логопеда, руководителей кружков
Программа состоит из двух частей:
· обязательная часть
· вариативная часть.
В обязательной части Программы раскрыты:
- организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении;
- содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей;
- планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы;
- система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Вариативная часть Программы рассказывает об:
- особенностях организации педагогического процесса в совместной деятельности воспитателя с детьми
- условия реализации Программы (модель управления реализацией Программы, перспективы обновления предметно-развивающей среды, инновационная и экспериментальная работа, взаимодействие с семьей, преемственность в работе дошкольного учреждения и школы, сотрудничество с социальными институтами).
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится детский сад.
Цель ДОУ по реализации Программы:
- всестороннее формирование личности ребенка с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
- воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье;
Задачи ДОУ по реализации Программы:
- создавать оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников;
- развивать умственные и художественные способности, творческое воображение дошкольников как залог успешности в учебной деятельности;
- осуществлять в группах компенсирующей направленности квалифицированную коррекцию недостатков речевого развития детей.
- формировать общую культуру ребёнка: приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье
- формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие равные стартовые возможности для обучения детей в ОУ разной направленности, реализующих ООП начального, общего образования.
- выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
Образовательная программа ДОУ № 102 направлена на разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
· Физическое развитие
· Познавательное развитие
Речевое
· Художественно-эстетическое
· Социально-коммуникативное
Группа компенсирующей направленности осуществляет коррекцию нарушений в речевом развитии детей.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
В ДОУ нет национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса.
Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса в ДОУ:
- детский сад работает в условиях полного рабочего дня (12-часового пребывания);
- группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели;
- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 85% и 15:%;
- общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников;
- оказание платных образовательных услуг ( хореография, коррекция речи).
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.